Мы работаем

пн-пт с 10:00 до 18:00
Контактный телефон
0 800 30 30 40
(звонки бесплатные)
Написать нам

info@lic.net.ua

По каким правилам будут строить жильё в 2016?

11 Апреля 2016

Пока у нас до сих пор являются обязательными мусоропроводы в пятизвездочных отелях и площадки для сушки белья в жилых домах. Удастся ли провести через Раду пакет дерегуляционных законопроектов?

Украина входит в ТОП-15 стран с самыми дорогим разрешительными процедурами в строительстве, причем, нашими ближайшими соседями по этому списку являются африканские страны. В целом, сейчас отечественная градостроительная отрасль регулируется 1300 законодательными актами, причем 167 из них действуют еще со времен СССР.

Среди явно устаревших норм есть, к примеру, требование оборудовать мусоропроводом любое высотное здание, даже пятизвездочные отели. "Но гостиничными нормами мусоропроводы запрещены. В результате они все-таки сооружаются, а после ввода в эксплуатацию управляющая компания вынуждена нести дополнительные расходы и обустраивать части здания заново. Получается двойной убыток", — привела пример руководитель направления "Недвижимость" BRDO Елена Шуляк.

Еще одна норма, задержавшаяся в нашей регуляторке с 90-х годов прошлого века — обязательная площадка возле жилых домов для сушки белья и выбивания ковров.

Что предлагается

Но, пожалуй, самым проблемным вопросом является оформление земельных участков. Даже для того, чтобы продлить право аренды в столице необходимо 17 раз попасть на аудиенции к чиновникам и подать 55 отдельных бумажных документов.

"Вся процедура отведения земельного участка длится от двух до трех лет", — отметила Елена Шуляк.

Именно такое усиливающееся бюрократическое давление, считает эксперт, привело к тому, что за 24 года строительная отрасль сократила свой вклад в ВВП страны в четыре раза (в 1990-м - 8% ВВП, сейчас 2%).

"За все годы независимости регуляторная система выстраивалась вокруг документов, а не кейсов, в результате вместо развития отрасли происходило ее зарегулирование. Чтобы решить проблему, для начала мы предлагаем точечные акты, например, отменить первую сессию местного совета, ту, на которой дается разрешение сделать проект землеотвода. Даже этот шаг поможет сократить процедуру на три месяца. Также мы разработали концепцию нового порядка землеотвода, все сервисы будут переведены в электронный вид, что значительно снизит фактор вмешательства в дело конкретного чиновника", — привела примеры Шуляк.

Еще один важный законопроект, разработанный BRDO в рамках дерегуляции, о присвоении почтового адреса на этапе строительства (сейчас здание сооружается по так называемому строительному адресу, а почтовый ему присваивают уже перед вводом в эксплуатацию, и эта процедура может затягиваться на месяцы).

Должна усовершенствоваться и процедура подключения к электросетям. Сейчас она занимает около 9 месяцев, и это при условии, что ни на одном этапе не будет заминок. "Только простое переведение подачи документов из бумажной формы в электронную сэкономит три месяца", — отметил эксперт BRDO Алексей Оржель.

Разработаны несколько законопроектов, целью которых является изменение системы взаимоотношений с естественными монополиями, и даже привнесение элементов конкуренции на этот сложный рынок.

Без контроля никак

Однако дерегуляция не должна быть механической, когда просто отменяются старые и принимаются новые законы, подчеркнула замминистра экономического развития Юлия Клименко. По ее мнению, необходимо тщательно анализировать влияние всех принятых регуляторных актов на бизнес.

"Нечего лукавить. Каждая разрешительная процедура стоит конкретных денег для бизнеса, и ее влияние можно и нужно измерять в деньгах. Если вводим новую регуляторную процедуру — отменяем две, только тогда это можно называть дерегуляцией", — отметила Клименко.

С ней согласна глава Госрегуляторной службы Ксения Ляпина: "Цель дерегуляции — удешевление ведения самой деятельности, чем меньше требований ставит государство, тем дешевле ведение бизнеса, а, следовательно, конечный продукт для потребителя — от квадратных метров до продуктов питания. Поэтому нужен постоянный мониторинг, чтобы в новых документах не появлялись очередные барьеры".

Она привела пример 2005 г., когда за донорские средства была проведена программа дерегуляции, отменено 4,5 тыс. законодательных актов, но уже через два месяца оказалось, что "пустоту" министерства и ведомства заполнили новыми бумагами, и бизнесу стало работать еще сложнее.

"Надо сломать матрицу постсоветской системы управления, поэтому необходим постоянный мониторинг изменений и контакт с бизнесом", — считает Ляпина.

Эксперты признают, что начатый процесс дерегуляции вызывает сильное сопротивление. К примеру, законопроект об отмене паевого участия уже стоял в повестке дня ВР, однако в ночь перед рассмотрением вдруг исчез.

От того, сколько законопроектов смогут пройти парламент к лету, в том числе, утвердят ли депутаты строительные документы, будет зависеть, действительно ли Украина улучшит свои позиции в международном рейтинге по легкости ведения бизнеса Doing Business. Напомним, как уже писал UBR.ua до 1 июня наша страна должна внести изменения в 23 нормативных акта, что позволит нам подняться в ТОП-50 Doing Business хоть на несколько строк.
По каким правилам будут строить жильё в 2016?